21.03.2024

Пробивная задержка пожарного. Пожарно-техническая подготовка. Рукавное оборудование: зажимы, задержки, седла и мостики. Назначение, устройство, виды, область применения. Классификация пожарных стволов


Условный диаметр рукавов для установки зажима 50, 70, 80 мм;

Длина повреждения рукавов, защищаемая зажимом 30 мм;

Масса зажима не более 0,6 кг

Задержка рукавная

Назначение

Задержка рукавная (рис.5) предназначена для закрепления вертикальных рукавных линий за конструкции здания.

Устройство

Рукавная задержка (рис.1) изготовлена из полосовой стали сечением 25х4 мм. Длина крюка 165 мм, ширина 85 мм. Верхний конец задержки имеет заточку на два конца, а нижний, заканчивается ушком для навязывания трехпрядной веревки диаметром 14-17 мм и длиной 0,65 мм. Другой конец веревки заканчивается петлей длиной 500 мм. Масса задержки 0,3 кг.

Рис.5 Рукавная задержка из полосовой стали

Рукавная задержка (рис.6) изготовлена из круглого стального стержня диаметром 8 мм. Верхний конец задержки имеет заточку, а нижний - заканчивается ушком для крепления брезентового ремня.

Рис.6 Рукавная задержка из круглого стального стержня

Испытание

Рукавные задержки испытывают не менее 1 раза в год. Для испытания крюка на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю его подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

4.1.6. Гидроэлеватор Г-600А

Назначение

Гидроэлеватор Г-600А (рис.7) предназначен для забора воды из открытых водоисточников, которые находятся ниже уровня насоса до 20 метров и удалены от пожарного автомобиля на расстояние до 100 метров. Гидроэлеватор может забирать воду из водоисточников с небольшой глубиной (5-10 см). Это свойство гидроэлеваторов позволяет использовать их для откачки воды, пролитой при тушении пожара.

Устройство

Гидроэлеватор Г-600А состоит из корпуса 9, на котором шпильками 8 закреплены колено 1 и диффузор 5 со смесительной камерой. Внутри корпуса установлен конический насадок 4, через который проходит поток рабочей жидкости, подаваемой от центробежного насоса ПА. Эжектируемая жидкость из открытого водоисточника через всасывающую сетку 3 поступает в вакуумную камеру и далее вместе с потоком рабочей жидкости перемещается в смесительную камеру и диффузор. Для соединения гидроэлеватора пожарными рукавами предусмотрены на колене гидроэлеватора и диффузора муфтовые соединительные головки 6 и 7.

Прокладываются в вертикальном положении между маршами лестничных клеток, по пожарным лестницам , ограждениям, стенам и элементам конструкции здания.

, прокладываемой в вертикальном направлении по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета не менее одной задержки на

При этом для распределения веса рукавной линии, на каждый рукав применяется, как минимум, одна задержка для рукавов до 66 мм включительно. Когда применяются рукава больших диаметров, расчет количества задержек производится с учетом того, что на одно крепление должно приходиться не более 100 кг веса.

Для того чтобы закрепить рукав, его нужно обхватить веревкой, продеть крючок в веревочную петлю и затянуть. Чтобы скользящая петля не пережала шланг, размещать крепление следует возле соединительной головки рукава.

Виды рукавных задержек


Рукавные задержки могут изготавливаться как промышленными предприятиями, так и силами пожарных в самих подразделениях.

Технические характеристики промышленно выпускаемых задержек

Задержка рукавная состоит из металлического крюка и трехрядной веревки, продетой в кольцо крюка и заканчивающейся петлей. Выполняется из стального прута. Верхний конец заточен, как минимум, на 2 грани. Нижний завершается ушком, к которому крепится веревка.

Испытание рукавных задержек

Ранее, согласно приказа МЧС от 31.12.2002 №630:

Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год .

Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин . После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

В настоящий момент, с вводом в действие приказа Минтруда от 23.12.2014 №1100н, требования к порядку испытания рукавных задержек не объявлены. Поэтому, испытания проводятся согласно руководству по эксплуатации предприятия-изготовителя.

Источники

  1. ГОСТ 12.2.047-86 ССБТ Пожарная техника. Термины и определения
  2. Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов. 2008г.
  3. gosgroup.ru Задержка рукавная ЗР-80 Прочее рукавное и водопенное оборудование
  4. Приказ Минтруда от 23.12.2014 №1100н, "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"

Испытания рукавных задержек и крюков пожарных производится один раз в год.

В процессе испытания данное изделие крепится при помощи крюка за любую прочную плоскую поверхность. Это может быть подоконник, плоская балка и другие подходящие предметы. Застегивается петля, и на нее навешивается груз весом в 200 кг. Испытание длится 5 минут. Задержка считается качественной и пригодной для использования в том случае, когда крюк не имеет деформаций, а на веревке не замечено потертостей, разрывов, а также прочих повреждений.

Если обнаружены какие-либо дефекты, необходимо изъять испорченные изделия и заменить их прошедшими проверку и испытания новыми.

Рукавные зажимы

Рукавные зажимы испытываются один раз в год . Прочность конструкции проверяется на рукаве при давлении 12 атм. в течение 2 мин.

Самораскрывание зажима при испытании не допускается.

Рукав спасательный пожарный

Спасательный рукав: пожарное спасательное устройство из ткани для скользящего спуска спасаемых, предназначенное для спасания людей с высотных уровней при пожарах или в других чрезвычайных ситуациях в зданиях, сооружениях и на других объектах.

Секционный спасательный рукав: рукав, состоящий из секций спасательного рукава установленной длины, соединенных между собой разъемными элементами крепления (карабинами, пряжками и т.п.).

По конструктивному исполнению рукава классифицируют на: спиральные; эластичные.

Техническое освидетельствование проводить при вводе рукава в эксплуатацию в составе рукавного спасательного устройства и в последующем не реже одного раза в год.

При техническом освидетельствовании необходимо проверять: техническое состояние рукава; эластичность рукава в поперечном направлении; прочность рукава; работоспособность рукава; срок службы рукава.

Проверку технического состояния рукава проводить до и после использования по назначению, а также при техническом освидетельствовании УСР. При этом необходимо проверять целостность и наработку рукава.

Проверка целостности рукавов спасательных пожарных проводится осмотром внутреннего и эластичного рукавов каждой секции в расправленном виде по всей длине, а также узлов соединения секций и укладочной сумки, с целью обнаружения повреждений следующих элементов:

ткани и швов внутреннего и эластичного рукавов;

петель и швов в местах их пришивки к рукаву;

карабинов;

материала оболочки, лент и застежек укладочной сумки.



Эластичность рукава в поперечном направлении проверять путем определения растяжимости и остаточной деформации эластичного рукава каждой секции по еле дующей методике:

измерить ширину (полупериметр) сложенного эластичного рукава (L o), свободно лежащего на плоской горизонтальной поверхности;

зажав края эластичного рукава между большим и указательным пальцами рук, рас тянуть его в поперечном направлении до предела и в этом состоянии измерить ширин (L);

через 5 с после снятия нагрузки измерить ширину рукава в месте растяжения (Li). Измерения должны производиться линейкой (ГОСТ 427-75) или рулеткой (ГОСТ 7502-89) с погрешностью не более ± 5 мм.

Растяжимость эластичного рукава (Р) определять по формуле:

Р = 1,2 (L-L 0)/ L 0 × 100 (%)

Полученное значение должно быть не менее 100 %.

Остаточную деформацию эластичного рукава (Е) определять по формуле:

Е=(L 1 -L 0)/ L 0 × 100 (%).

Полученное значение не должно превышать 15%.

Прочность РС-С проверять путем приложения статической нагрузки к нижнему концу вертикально вывешенного, собранного из полного комплекта секций, рукав который установлен в гнезде площадки узла крепления. Величина статической нагрузки должна составлять (350 ± 5) кгс.

Примечание - в случае, когда нагрузка прикладывается путем подвешивания груза, допускается завязка узлом нижнего конца внутреннего рукава и крепление к нему грузе (или набора грузов) в соответствии со схемой, приведенной на рис.1.

Рисунок 1 - Схема подвески груза к рукаву

Длительность приложения нагрузки должна составлять (120+5) с. После снятия нагрузки проверить техническое состояние рукава.

Проверку работоспособности РС-С проводить путем спуска испытателей-добровольцев в рукаве. Спуски осуществлять с обязательной верхней страховкой испытателей при помощи веревки.

Подъем при помощи спасательной веревки. Пожарный № 1 поднимается на указанную высоту, предупреждает находящихся внизу лиц словом "Берегись" и после ответа "Есть, берегись" бросает спасательную веревку вниз, оставляя один конец у себя. Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между собой, закрепляет веревку за первый рукав и сообщает пожарному № 1 "Готово". Пожарный № 1 поднимает рукавную линию, закрепляет ее задержкой за конструкцию здания, присоединяет к рукаву ствол, занимает исходную позицию и докладывает о готовности. Вертикальная линия длиной более одного рукава закрепляется задержками у каждого рукава.

Подъем действующей рукавной линии с помощью спасательной веревки допускается на высоту не более 12 м. Для подъема рукавной линии назначается расчет из 4-6 человек. При этом двое (четверо) пожарных поднимаются наверх, а двое остаются внизу. Пожарный № 1, предупредив находящихся внизу словом "Берегись" и получив ответ "Есть, берегись", бросает вниз спасательную веревку, оставив один конец у себя. Пожарный, находящийся внизу, закрепляет спасательную веревку за рукавную линию и сообщает о готовности. По сигналу "Поднимай" расчет поднимает рукавную линию. После создания необходимого запаса рукава пожарный № 1 закрепляет линию задержкой за конструкцию здания и подает сигнал "Готов".

Подъем между маршами лестничной клетки. Раскатанные и соединенные между собой рукава кладутся на площадку у лестничной клетки, конец первого рукава пожарный берет в руку пропускает его между маршами лестничной клетки и поднимает на заданный этаж, после чего создает запас рукавной линии, закрепляет ее задержками, присоединяет ствол, занимает исходную позицию и докладывает о готовности.

Подъем по стационарным или переносным лестницам. Пожарный присоединяет к стволу рукав, пропускает его между ног или около правой руки и поднимается вверх по лестнице. Далее он переходит на крышу или в окно, создает необходимый запас рукава, закрепляет рукавную линию задержкой (задержками) и докладывает о готовности.

Подъем по автолестнице. Пожарный № 2 раскатывает рукава и соединяет их между собой. Пожарный № 1 действует так же, как при подъеме рукавной линии по стационарной или по переносной лестнице.

На здания повышенной этажности подъем рукавных линий производится с помощью спасательных веревок или лифта. Трое пожарных с задержками и спасательными веревками поднимаются на заданный этаж. Связывают спасательные веревки и сбрасывают их вниз, оставляя один конец веревки у себя. Пожарные, оставшиеся внизу, прикрепляют спасательную веревку к рукавной линии и дают сигнал для подъема линии. Пожарные поднимают ее наверх, создают запас рукавов и сигналом сообщают о готовности рукавной линии к действию.


При подъеме рукавной линии с помощью лифта трое пожарных с рукавами поднимаются на нем на заданный этаж, раскатывают там рукава, соединяют их между собой и спускают вниз, оставив конец рукавной линии у себя, с запасом для маневрирования.

Рукавная линия крепится задержками за конструкции здания из расчета одной задержки на один рукав при подъеме рукавной линии до девятого этажа включительно. Крепление вертикальной рукавной линии, поднятой выше девятого этажа, производится из расчета двух задержек на один рукав.

В усложненных условиях (по глубокому снегу или при наличии различных препятствий) прокладка рукавных линий производится различными способами в зависимости от обстановки на пожаре и условий работы.

В зоне, поражаемой взрывчатыми веществами, прокладка рукавных линий производится путем перебежек и переползания. Длина преодолеваемого пространства при перебежках зависит от местности и обстановки в поражаемой зоне. Прокладка рукавной линии от насоса до поражаемой зоны производится описанными выше способами, а далее, до позиции ствола, прокладывается из скаток. Для этого к поражаемой зоне подносят необходимое количество рукавов в скатках. Для прокладки рукавной линии назначается расчет - один человек на два рукава. Численность расчета зависит от длины рукавной линии, прокладываемой в зоне поражения.

Прокладка рукавной линии способом перебежки производится по общей команде на боевое развертывание или по команде "Рукавную линию (указывается направление и количество рукавов) перебежкой - проложить". По этой команде пожарные берут по два рукава, намечают путь движения и пункты остановок. Пожарный № 1, используя укрытия, перебегает к месту работы, показывая направление прокладки рукавной линии. Один из рукавов он оставляет в резерве на случай удлинения линии или замены рукава, вышедшего из строя. Остальные пожарные, используя укрытия, перебегают по направлению, указанному первым пожарным, прокладывают рукава и соединяют их между собой, оставляя по одному рукаву в укрытиях.

Последний пожарный один конец рукава присоединяет к насосу, второй - к рукавной линии, проложенной другими пожарными. По окончании прокладки линии ствольщик присоединяет ствол и докладывает о готовности к работе. Пожарные № 2 и № 3 находятся у места работы ствольщика. Один из них выполняет обязанности подствольщика, другой следит за состоянием рукавной линии и при необходимости подменяет ствольщика или подствольщика. При перебежке рукава переносятся в любом удобном положении, ствол надевается через плечо.

Прокладка рукавной линии способом переползания производится по команде "Рукавную линию (указывается направление и количество рукавов) способом переползания-проложить". Пожарные берут по одной скатке рукавов, раскатывают их, мысленно намечают путь движения и пункты остановок. Каждый пожарный берет левой рукой конец раскатанного рукава и кладет его на правое (левое) плечо так, чтобы рукав находился на спине по диагонали, после чего ложится на землю. По команде о движении пожарный подтягивает правую (левую) ногу и одновременно вытягивает возможно дальше левую (правую) руку, отталкивается согнутой ногой, передвигает тело вперед, подтягивает левую (правую) ногу, вытягивает другую руку и продолжает движение в том же порядке.

Рукавная линия может прокладываться способом переползания на получетвереньках. Начальные действия при этом способе не отличаются от описанных выше. Для прокладки линии этим способом пожарный встает на колени и, опираясь на предплечья или на кисти рук, подтягивает согнутую правую (левую) ногу под грудь и, одновременно вытягивая вперед левую (правую) руку, передвигает корпус вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги. Одновременно с этим он подтягивает под себя левую (правую) согнутую ногу, выставляет вперед другую руку и продолжает движение в том же порядке. Ствол должен быть примкнут к рукавной линии, а его лямка перекинута через плечо. Прокладываемый рукав находится на спине пожарного или под ним.

При прокладке рукавной линии на местности, зараженной радиоактивными веществами (РВ) или химическими отравляющими веществами (0В), все работающие должны быть обеспечены необходимыми средствами защиты и знать о допустимом времени пребывания на этой местности. Наступление на огонь в районе заражения ведется с наветренной стороны. До начала прокладки линии на зараженной местности старший начальник обязан организовать дозиметрический контроль, определить порядок санитарной обработки пожарных и выставить пост безопасности. Место с наличием РВ или 0В обозначается специальными указательными знаками. В зависимости от сложившейся обстановки прокладка рукавной линии производится одним из указанных выше способов.

Прокладка рукавной линии через водные преграды осуществляется вброд волоком, с использованием плавучих средств (лодка, катер, плот и т. п.) и спасательной веревки.

Встречная прокладка рукавных линий производится пожарными двух отделений от водоисточника к месту пожара и от места пожара к водоисточнику. Способ прокладки рукавной линии выбирается в зависимости от рельефа местности и других условий.

Наращивание рукавной линии производится непосредственно у ствола или на расстоянии одного-двух рукавов от ствола. Для наращивания линии подается команда: "Пожарный Петров, линию первого ствола "А" одним (двумя) рукавом - нарастить". По этой команде (при наращивании рукавной линии у ствола) пожарный берет одну скатку рукава "А", подносит ее к стволу и раскатывает параллельно действующей рукавной линии. Водитель прекращает подачу воды в линию. Ствольщик отсоединяет ствол, присоединяет его к принесенному рукаву и изменяет позицию ствола. Пожарный, принесший рукав, присоединяет его к действующей линии, расправляет наращенный участок и докладывает о готовности. После этого подается команда "Воду дать".

При наращивании рукавной линии на один-два рукава пожарный берет одну (две) скатки, подносит их к месту наращивания и раскатывает. В это время прекращается подача воды или снимается давление. Пожарный разъединяет рукава, соединяет их с принесенным рукавом (рукавами), расправляет его и докладывает о готовности. Ствольщик меняет позицию ствола. Подается команда "Воду дать".

В случае повреждения (порыва) отдельных рукавов производится их временный ремонт. Он выполняется непосредственно на пожаре при помощи рукавных зажимов. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве может быть использован универсальный ленточный зажим (для устранения течи из отверстий до 3 см) либо корсетный зажим (для ликвидации течи из отверстий длиною до 10 см).

Если ликвидировать течь при помощи зажимов невозможно , поврежденный рукав заменяется исправным. Замена рукава в действующей линии производится таким же способом, как и ее наращивание.

При необходимости изменения места работы ствольщика переноска рукавной линии производится по распоряжению начальника или по инициативе ствольщика, без остановки или с остановкой подачи воды.

Для переноски рукавной пинии без прекращения подачи воды назначается расчет из трех пожарных на первый рукав и по два пожарных на каждый последующий. Пожарные переносят рукавную линию на указанное расстояние на руках или на плечах. При этом ствол находится в опущенном книзу положении и перекрыт спрыском или краном.

Для переноски рукавной линии без подачи воды назначается расчет из двух пожарных на первый рукав и по одному пожарному - на каждый последующий.

Пожарный, работающий на разветвлении, обязан пускать воду в рабочие линии, останавливать ее и следить за состоянием рукавных линий. В зимнее время он принимает меры по утеплению разветвления и соединительных головок рукавов подручными средствами (кошмой, снегом, устанавливает разветвление внутри здания).

Механизированная прокладка рукавной линии выполняется с задней рукавной катушки расчетом из двух пожарных и водителя двумя способами.

При прокладке рукавной линии от автонасоса (автоцистерны) к месту пожара расчет по команде на боевое развертывание подбегает к катушке. Пожарный № 2 освобождает крепление чехла и снимает его с катушки. Пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки. Затем оба пожарных освобождают крепления катушки (каждый со своей стороны) и, придерживая руками за ее дуги, опускают катушку на землю. Двигаясь с катушкой, они прокладывают линию к указанной позиции.

Водитель в момент снятия катушки освобождает соединительную головку верхнего рукава и присоединяет ее к патрубку насоса.

При втором способе прокладки рукавной линии от места пожара к водоисточнику пожарный № 2 снимает с катушки чехол. Пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки и соединительную головку верхнего рукава, присоединяет головку к разветвлению или стволу, создает необходимый запас рукава и выходит на указанную позицию. Пожарный № 2 становится на ступеньку автонасоса, берется рукой за верхнюю скобу и подает водителю команду "Марш". Водитель на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику. При остановке автонасоса пожарный № 2 присоединяет рукав к напорному патрубку насоса. Если требуемая длина рукавной линии превышает длину рукавов, намотанных на катушку, то вначале линия прокладывается из скаток или из рукавов, уложенных "гармошкой", а затем - с задней рукавной катушки.

Прокладка рукавной линии через специально сделанное окно в задней стенке автоцистерны или автонасоса производится двумя пожарными. Пожарный № 1 вынимает конец рукава из отсека через окно в задней стенке автомобиля и подсоединяет его к разветвлению или стволу. Пожарный № 2 становится на заднюю ступеньку автомобиля, берется рукой за верхнюю скобу и подает водителю команду "Марш". Автомобиль движется к месту установки на водоисточник со скоростью 8-12 километров в час. При остановке автомобиля пожарный № 2 присоединяет рукав к напорному патрубку насоса.

Прокладка рукавной линии с рукавного пожарного автомобиля производится в таком порядке:

Пожарный № 1 открывает дверь отсека кузова автомобиля, вынимает конец рукава и присоединяет его к напорному патрубку автонасоса, установленного на водоисточник;

Пожарный № 2 становится на заднюю ступеньку рукавного автомобиля, берется рукой за верхнюю скобу и подает водителю команду "Марш". Водитель ведет рукавный автомобиль к месту установки разветвления, где пожарный № 2 присоединяет рукав к разветвлению. Пожарный № 1 следует за автомобилем и расправляет рукавную линию.

В случае прокладки рукавной линии с рукавного автомобиля от места пожара к водоисточнику пожарный № 1 открывает дверь отсека кузова автомобиля, вынимает конец рукава и присоединяет его к стволу или разветвлению. Пожарный № 2 становится на заднюю ступеньку автомобиля, берется рукой за верхнюю скобу и подает водителю команду "Марш". Водитель ведет автомобиль к водоисточнику, на котором установлен автонасос или автоцистерна. Пожарный № 1 следует за автомобилем и следит за прокладкой рукавной линии. При невозможности движения рукавного автомобиля по местности прокладка рукавной линии производится пожарными из расчета один пожарный на два рукава. Каждый пожарный укладывает рукава на плечо и двигается в заданном направлении. Прокладка линии рукавами диаметром более 77 мм производится пожарными из расчета один пожарный на один рукав.

Прокладка рукавной линии на высоты с помощью коленчатого автоподъемника производится расчетом из двух человек. Пожарный № 1 берет конец рукава, закрепляет рукав задержкой за ограждающие конструкции кабины коленчатого автоподъемника и поднимается в кабине на заданную высоту, переходит на крышу или в окно, присоединяет ствол, создает запас рукава и докладывает о готовности. Пожарный № 2 соединяет рукава между собой, подтягивает рукавную линию к месту ее подъема и следит, чтобы подъем рукавной линии был свободным.

Уборка рукавных линий производится по команде "Отбой" или "Линию - убрать". По этой команде прекращается подача воды, разъединяются рукава, сливается из них вода. Рукава скатываются в одинарную скатку, собираются "восьмеркой" или укладываются "гармошкой".

Уборка рукавов "восьмеркой" производится одним пожарным. Левой рукой он берет конец рукава и, расставив обе руки несколько шире плеч, кладет на них рукав, затем сначала опускает левую руку вниз и подхватывает ею рукав снизу, потом правую руку, которой тоже подхватывает рукав снизу, левая рука в это время поднимается вверх. Таким образом он продолжает наматывать рукав на руки.

В условиях низкой температуры при уборке рукавной линии необходимо уменьшить давление и, не приостанавливая подачи воды, производить разборку, начиная от ствола. Замерзшие рукава в местах перегибов и соединений следует отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами.

Уборка рукавной линии, поднятой на большую высоту, производится по команде "Ствол-вниз". По этой команде открывается разветвление и спускается вода из рукавной линии. Далее открепляются задержки, и с помощью спасательной веревки рукавная линия опускается вниз.

При прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий . При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества. Рукава, проложенные через дороги, следует защищать рукавными мостиками.

Прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами). Нельзя допускать установки разветвлений на проезжей части дороги, перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительными головками о твердое покрытие дороги. В лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на крышу или чердак необходимо располагать ее между оконными проемами.

Внутри помещения прокладываются, как правило, прорезиненные рукава.

Рукавную линию на автолестнице надлежит прокладывать посредине и надежно закреплять ее рукавными задержками. Давление воды в линии должно повышаться или понижаться постепенно. Укладка рукавов по коленам лестницы и крепление линий к ступенькам (тетивам) допускается только в тех случаях, когда ствольщик работает непосредственно на лестнице.

При низких температурах следует прокладывать резервную (вторую) магистральную линию.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров - на ручные и лафетные.

Соединение ствола с рукавом производится по команде "Ствол присоединить". Пожарный выполняет те же действия, что и при соединении головок рукавов. Если усилием рук или с упором на бедро ствол присоединить не удается, то следует правым коленом опуститься на землю, положить на него соединительную головку рукава и, используя колено для упора, присоединить ствол.

Замена прокладок в стволах производится по команде "Прокладку в стволе заменить". Пожарный заменяет прокладку, выполняя при этом те же действия, что и при замене прокладок в соединительных головках рукавов.

Работа с ручными стволами производится из трех положений: стоя, с колена, лежа .

В первом случае пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, несколько согнув ее в колене; ствол держит правой рукой у рукава, левой - за корпус ствола.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный встает вполоборота направо, опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню, ствол держит правой рукой у рукава, левой - за корпус ствола, опираясь на левое колено.

Для работы лежа пожарный ложится на землю (пол), ноги разводит в стороны, опирается на предплечья рук, ствол держит так же, как и при работе со стволом в положении стоя.

При подготовке и работе с ручным стволом с лестницы необходимо закрепиться карабином за ступеньку этой лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься ниже на ступеньку (рукавная линия закрепляется задержкой, как правило, за конструкцию здания, в исключительных случаях ее крепление может производиться за ступеньку лестницы).

Ствол держится так же, как и в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться одним из пожарных.

В случае работы с ручным стволом с автолестницы пожарный закрепляется за ее ступеньку или перила. Рукавная линия тоже крепится за перила или ступеньки лестницы.

При работе с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется за ограждение кабины подъемника, рукавную линию крепит к конструкции здания (в исключительных случаях к ограждению кабины подъемника) ствол держит так, как при работе в положении стоя или с колена.

Во время работы с ручным стволом с подоконника ствольщик садится на подоконник и закрепляет за него рукавную линию; ствол держит так, как в положении стоя.

Для работы с переносными лафетными стволами назначаются два пожарных. Пожарный № 1 управляет работой ствола. Пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при установке и смене позиции ствола. Для работы со стационарным лафетным стволом назначается один пожарный или расчет из двух человек. Для работы с лафетными стволами, установленными на крыше автомобиля, назначается один пожарный. Водитель управляет автомобилем и регулирует давление у спрыска, пожарный управляет стволом.

Испытания рукавных задержек и КП производится один раз в год.

Для испытания задержка (КП) подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застёгнутую петлю подвешивается груз в 200 килограмм на 5 минут.

После снятия нагрузки рукавная задержка и КП не должны иметь деформации, а тесьма разрывов и других повреждений.

Длина веревки КП должна быть не менее 1,3 метра, а длина веревки рукавной задержки не менее 0,7 метра.

Раздел 3. «Осветительное оборудование»

К осветительному оборудованию относятся переносные прожекторы на подставках, прожектора на осветительных мачтах, электрические фонари. Данное оборудование испытывается раз в 6 месяцев внешним осмотром и эксплуатируется в соответствии с технической документацией.

Раздел 4. «Ручной механизированный и немеханизированный аварийно-спасательный инструмент» (ГОСТ Р 50982-2009, ГОСТ 16714-71)

ПТВ, предназначенное для проведения специальных работ по вскрытию, разборке строительных и других конструкций, металлических дверных и оконных проемов при тушении пожаров, авариях, чрезвычайных ситуациях имеет следующие виды (разделяется по виду привода):

ручной немеханизированный пожарный инструмент: топор, багор, лом, крюк, а также комплект универсального инструмента;

ручной механизированный пожарный инструмент с электроприводом, мотоприводом, пневмоприводном, гидроприводом.

Разделение по функциональному назначению:

инструмент для резки и перекусывания конструкций: отрезные дисковые машины, гидравлические ножницы (кусачки), инструмент комбинированный (разжим – ножницы), цепные пилы;

инструмент для подъема, перемещения и фиксации строительных конструкций: пневмодомкраты, гидроразжимы, гидродомкраты одностороннего и двустороннего действия, лебедки;

инструмент для пробивания отверстий и проемов в строительных конструкциях, дробления крупных элементов: мотомолотки, электромолотки, пневмомолотки и гидромолотки, электроперфораторы, гидроклинья;

инструмент, применяемый при закупорке отверстий в трубах различного диаметра, заделке пробоин в емкостях и трубопроводах: эластомерные пневмозаглушки и пневмопластыри;

устройства, применяемые для вскрытия металлических конструкций (дверных и оконных проемов) - расширитель (домкрат) дверной отрыватель петель, бокорез и т.п.

Пожарные топоры, багры, ломы, комплект универсального инструмента, рукавные задержки испытываются один раз в год. Исправность пожарных топоров проверяется внешним осмотром.

Пожарные ломы подвергаются испытаниям на изгиб путем закрепления прямого конца лома в опоре на длине 60 миллиметров для ломов типа ЛПУ, а для других ломов на расстоянии 1 метра от места закрепления, и приложения в течение 10 минут к противоположному концу лома нагрузки в направлении, перпендикулярном продольной оси лома, равной:

100 килограмм – для ломов типа ЛПТ;

80 килограмм – для ломов типа ЛПЛ и ЛПУ, ломов с шаром.

Результат испытания считается положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменение формы инструмента.

Длина ЛПТ – 1200 мм, масса не более 6,8 килограмма.

Длина ЛПЛ – 1100 мм, масса не более 4,8 килограмма.

Длина ЛПУ (лом-фомка) – 600 мм, масса не более 1,5 килограмма.

Багры подвергают испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки равной 200 килограмм в течение 50 минут.

Результат испытания считают положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменения формы инструмента и нарушения сварных соединений.

Проверка исправности, техническое обслуживание механизированного инструмента с приводом от электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания, сжатого воздуха, гидроагрегатов проводится при смене караулов, после каждого применения и ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.

Раздел 5. «Средства индивидуальной защиты»

К средствам индивидуальной защиты относятся электрозащитные средства, костюмы теплоотражательные, костюмы агрессивостойкие.


© 2024
uk-neverlend.ru - Строительный портал - UkNeverlend