19.04.2024

Школа резьбы по дереву татьянка. Резьба по дереву «Татьянка»: выбор инструментов и материалов для работы. Материал для создания изделия


Резьба по дереву в стиле "Татьянка" была создана Сасыковым Шамилем в декабре 1990 года и запатентована как изобретение, названа автором в честь жены - Татьяны Владимировны. Сейчас "Татьянка" - семейная компания, в которой помимо автора работают и его семеро детей: руководят производством инструмента, организуют поставки, занимаются интернет-продажами, администрируют сайт, создают рисунки и орнаменты, верстают и редактируют учебные пособия, преподают в центре "Татьянка".

Самым молодым видом деревянной резьбы является, придуманный в 90-х годах прошлого века, способ под названием «Татьянка». Резчик по дереву, Шамиль Сасыков, разработавший оригинальную технологию, дал ей название в честь свой жены Татьяны. С конца уже минувшего 20 века популярность авторского метода резьбы возросла до небывалых размеров, и теперь он является одним из самых используемых, появились даже специальные школы, где методы «Татьянки» изучают люди разных возрастов. Одним из преимуществ этого способа является то, что освоив его, начинающий резчик с легкостью поймет принципы других видов резьбы по дереву.

Необычность способа заключается в том, что для «Татьянки» используются специальные инструменты, которые благодаря принципу единичной обработки позволяют создавать декоративные элементы из древесины. Те же формы, полученные методом рельефной резьбы, создаются опытным мастером в течение нескольких часов, способ Шамиля Сасыкова позволяет затрачивать на них намного меньше времени, не прикладывая значительных физических нагрузок.

Для резьбы в стиле «Татьянка» могут быть использованы практически любые породы древесины, как твердые, так и мягкие. Специальные инструменты, в случае если они хорошо заточены, с легкостью обрабатывают любой материал. Однако заточка инструментов должна производится с учетом особенностей того или иного вида древесины.

Резьба «Татьянка» многослойная, поэтому очень важен процесс перехода от одного этапа работы к другому. Если элементы первого слоя вырезаны недостаточно качественно или вообще недоделаны, то последующие не смогут лечь правильно и красиво. При прорезании нижних фрагментов рисунка могут возникнуть сложности, если верхние уже закончены, так как доступ к основанию без повреждения уже имеющихся элементов будет затруднен. И даже если кропотливые старания, в конце концов, увенчаются успехом, и нижний слой будет достигнут для обработки, невелика вероятность, что его рисунок получится выразительным. Для того чтобы оптимизировать процесс работы и исключить повреждение слоев нужно досконально изучить этапы резки, продумать расположение деталей и последовательность их воспроизведения. Одно неверное движение и неправильно срезанный элемент будет невозможно восстановить.

Искусство резьбы по дереву доступно практически каждому, несмотря на возраст, пол и даже наличие художественных способностей. Такое заявление еще совсем недавно показалось бы как минимум странным, но сегодня оно подтверждается многолетним опытом резчиков и преподавателей, работающих в стиле резьбы по дереву «Татьянка».

Эта техника родилась в 1990 году в результате творческого эксперимента мастера Шамиля Сасыкова и превратилась в целую художественную систему, которой уже обучилось более 10 тысяч человек. Для кого-то из них резьба «Татьянка» стала увлекательным хобби, для кого-то — любимой работой, а для кого-то просто приоткрыла дверь в мир резного искусства. Возможно, и вы захотите попробовать свои силы в этом виде творчества после знакомства с серией уроков по резьбе «Татьянка» для начинающих, которые мы будем публиковать на сайте.

Рабочее место

Резьба по дереву — процесс увлекательный, но длительный, поэтому очень важно, чтобы ваше рабочее место было максимально удобным. Для резчика в стиле «Татьянка» подойдет любая ровная деревянная плоскость, верстак, даже угол стола или подоконника, а то и просто табуретка. Лучше, конечно, чтобы это был стол или верстак, тяжелый и упертый в стену, с деревянной столешницей. Но подойдет и полированный стол, просто положите на его поверхность кусок фанеры или чертежную доску размером не меньше 20х20 см. Тогда инструмент не сломается, если вдруг сорвется и воткнется в столешницу. Кстати, очень хорошим материалом для поверхности стола является липа, осина, ель.

Обратите внимание, что мы не закрепляем учебную доску — на столе она лежит свободно — и часто работаем без упора. Важно, чтобы вы сразу привыкали выполнять работу именно так, потому что заготовки из липы мягкие и от упора во что-нибудь твердое на их поверхности образуются вмятины.

Освещение

Работа резчика достаточно кропотливая, требует четкости исполнения и аккуратности, следовательно, все должно быть хорошо видно. Освещение лучше всего выбирать естественное или современное с широким спектром. Неплохо, если стол стоит перед окном и имеет дополнительное освещение от любой настольной лампы. Главное — нужно следить за тем, чтобы свет не отсвечивал от доски в глаза.

Так как след от карандаша при резьбе полностью срезается («исчезающий рисунок»), то при этом остается только чистое дерево без цветовой контрастности, но уже с рельефом. Если такую доску дополнительно освещать сбоку, то неровности рельефа отбрасывают тени, и все становится четко различимым.

Материал

Для резьбы по дереву, в принципе, годится любая древесина, но только гладкая, ровная, без пороков и сучков. Хотя при желании мастер сможет обыграть любой завиток или сучок. Мы же используем чистые доски или заготовки, поскольку вырезаем, словно рисуя на полотне бумажного листа, — не учитывая текстуру дерева, а композицию развиваем, руководствуясь лишь техникой резьбы и замыслом. Лучше всего для наших целей подходит древесина липы. С уверенностью можно сказать, что самые сложные по технике и рисунку изделия, самая виртуозная и интересная резьба в стиле «Татьянка» получается именно на ней. К тому же это довольно распространенная в нашей стране древесная порода, которая традиционно используется в декоративно-прикладном искусстве, например, для изготовления заготовок и форм для росписи. Липа — материал мягкий, пластичный и удобный для выполнения резьбы. Она легко режется практически во всех направлениях и не требует большой физической силы, поэтому работать с ней могут как женщины, так и дети.

Выбирая доску для вырезания учебных орнаментов, первым делом обратите внимание на ее торец — здесь древесина должна быть плотной, однородной и не рыхлой.

По торцу доски сразу видно, из какой части бревна она взята. Чем ближе к середине бревна, тем под более крутым углом располагаются годичные кольца к поверхности доски. В серединной (радиальной) доске слои располагаются и вовсе поперек, поэтому у таких досок повышенная скалываемость при поперечных срезах. Чем ближе доска к коре, то есть к краю бревна, где слои размещаются полого к поверхности, тем плотнее древесина. Такую доску можно резать легко и свободно: почти везде, по всей плоскости сохраняется однородная плотность, и резьба выполняется лучше.

Плохо, когда слои размещаются под углом к плоскости доски, наискось, образуя косослой. На поверхности такой доски легко можно резать только по направлению волокон, а вот в другую сторону — против волокон труднее: здесь слои уходят вниз, поэтому и стружка от стамески тоже уходит вниз. С горем пополам с этим удается справиться, но все же срезы получаются чаще всего нечистые, занозистые, образуются сколы. Таким образом, любые включения, отклонения от «спокойного», «ровного» размещения слоев усложняют процесс резьбы, особенно для начинающих резчиков, не имеющих достаточного опыта работы с деревом.

Хранение доски

В перерывах между работой учебную доску не следует держать в пакете или в мокрой тряпке, иначе в дереве развиваются различные бактерии, оно темнеет и может покрыться плесенью.

Лучше всего для хранения досок подходят не отапливаемые помещения с уличной влажностью: сарай, сени, баня, гараж, лоджия или балкон. Не рекомендую держать доски в ванной комнате, холодильнике, подвале или на солнце.

Влажность

В процессе резьбы поверхность учебной доски все время подсыхает, поэтому ее необходимо постоянно увлажнять для поддержания в рабочем состоянии — примерно 12-15% влажности. К этому надо отнестись очень ответственно! Поэтому можно заранее, за несколько часов до работы слегка увлажнить доску, промачивая в основном торцы. Поскольку все доски разные, следует самому на практике проанализировать результаты увлажнения и определить продолжительность замачивания доски.

А вот изделия, в отличие от досок, замачивать нельзя. Особенно клееные шкатулки: они деформируются и могут развалиться. Поэтому, начав работать со свежей заготовкой, постарайтесь выполнить работу в течение нескольких дней. Чтобы резать с достаточной для этого скоростью, предварительно оттачивайте все приемы резьбы и вырезайте узор на простых учебных досках. Но есть, конечно, свои хитрости. Например, большое изделие можно локально увлажнять тампонами, промокая слегка верхний слой, но ни в коем случае не допуская увлажнения более пяти процентов от всей плоскости.

Инструмент

Для удобства и четкой организации учебного процесса был разработан специальный инструмент «Татьянка», обладающий параметрами, рассчитанными именно для работы по мягким пластичным породам древесины и выполнения из единого массива дерева ювелирно-тонкого, ажурного и технически сложного растительного орнамента «Татьянки». Самодельные или фабричные инструменты малопригодны: в них много брака и несоответствия, в том числе по размеру, профилю, толщине полотна стамески и т. д. Конечно, если нет возможности использовать специальный инструмент для выполнения приемов, описанных в уроках по «Татьянке», то можно приспособить для работы и другие резцы. Но в этом случае практическое обучение будет осложнено, займет больше времени, да и сам характер резьбы изменится.

Для выполнения первых простых учебных орнаментов вам будет достаточно минимального, так называемого ученического набора «из трех штук», в который входят нож-косяк, стамески № 17 и № 6.

Стамески

На первом этапе обучения резьбе «Татьянка» лучше всего начинать работать именно полукруглыми (радиусными) стамесками среднего диаметра. Это стамески с профилем лезвия, имеющим в поперечном сечении часть круга. Если их поставить торцом на доску и провернуть вокруг оси, их лезвие должно прорезать дерево, замкнув окружность.

Используемые нами стамески позволяют сделать хороший, достаточно глубокий срез и получить четкий рельеф, при этом они довольно маневренные и хорошо подходят для отработки основных приемов работы инструментом.

Обратите внимание на то, что в «Татьянке» мы не применяем молоток или киянку — срезание дерева производится только за счет приложения усилия рук. Это, кстати, очень полезно для развития мелкой моторики рук как у детей школьного возраста, так и у взрослых.

Нож-косяк

Один из главных инструментов резчика — нож-косяк, названный так по форме лезвия с косым срезом. Нож-косяк «Татьянка» рассчитан на руку среднего размера. Длина лезвия от ручки до пятки должна быть такой, чтобы пятка не доставала своим углом до руки 2 см. А длина лезвия от ручки до носка определяется расстоянием до пятки при угле в 45 градусов. Ширина полотна лезвия должна быть в пределах 15-25 мм, а толщина полотна — около 1,5 мм.

Полезно знать

Как разобраться с материалами для резьбы

Первым делом обратите внимание на торец доски — древесина должна быть плотной, однородной и не рыхлой, как на рисунке.

По торцу доски сразу видно, из какой части бревна она взята. Чем ближе к середине бревна, тем под более крутым углом располагаются годичные кольца к поверхности доски.

Основные разрезы ствола:

  1. Поперечный — разрез, проходящий перпендикулярно к оси ствола и направлению волокон и образующий торцевую плоскость ствола, доски, бруска. На поперечном разрезе ствола видна сердцевина, кора и древесина с ее годичными слоями.
  2. Радиальный — продольный разрез, проходящий вдоль оси ствола через его сердцевину, у таких досок повышенная скалываемость при поперечных срезах.
  3. Тангенциальный — продольный разрез, проходящий на некотором расстоянии от сердцевины. Древесина на указанных разрезах имеет различный вид и текстуру.

Чем ближе доска к коре, тем плотнее древесина. Такую доску можно резать легко и свободно: почти везде, по всей плоскости сохраняется однородная плотность, и резьба выполняется лучше.

Художественная резьба по дереву всегда привлекала внимание ценителей декоративной обработки древесины. Создание различных фигур из дерева, резной мебели с изображением каких-либо сцен жизни людей в любые времена пользовалось особой популярностью среди резьбарей. Разнообразные виды резьбы доступны не только опытным мастерам, но и новичкам в этом виде искусства.

Картина выполненная художественной резьбой по дереву

Достичь определенных результатов в этом деле можно не только благодаря таланту, но и постоянному обучению. Решив заняться данным видом искусства, необходимо изучить различные виды резьбы по дереву. Существует большое количество методов резьбы, позволяющих создавать резные изделия.

Особенно большое количество поклонников насчитывается у художественной резьбы по дереву «Татьянка». Этот стиль берет свое начало с конца ХХ века. Основателем данного метода был Шамиль Сасыков, который являлся мастером по художественной резьбе данным способом и знал все тонкости этого направления.

Родившийся в 1990 году в результате творческого эксперимента стиль стал целой художественной системой. Обучение данному стилю прошли уже более 10 тыс. человек.


Деревянная резная тарелка выполненная резьбой Татьянка

Его особенность состоит в том, что производить обработку изделия с помощью специальных можно только 1 раз. Резьба в стиле «Татьянка» основана на принципе единичной обработки, поэтому эта техника позволяет создавать различные декоративные элементы с применением специальных инструментов.

Если использовать другие методы рельефной резьбы, то выполнение форм займет больше времени, чем использование стиля «Татьянка» для резьбы по дереву.

Инструмент подбирается с учетом особенностей древесной породы, которая может быть мягкой или твердой. Приспособления для резьбы должны быть хорошо заточены. Поскольку стиль резьбы «Татьянка» является многослойным, то потребуется переходить от одного этапа к другому. Вырезав некачественно элементы первого слоя, следующие невозможно будет оформить красиво и правильно.


Кухонная доска выполненная в стиле Татьянка

Для оптимизации выполнения работы потребуется тщательное изучение этапов художественной обработки дерева. Поэтапное воспроизведение каждой детали, а также их расположение на поверхности доски должно быть продумано. Из-за одного неверного движения восстановление неправильно срезанного элемента окажется невозможным.

Художественная обработка древесины в стиле резьбы «Татьянка» — это перспективный вид резьбы. Овладевший данным видом техники резьбы домашний мастер всегда будет иметь работу. Эти изделия пользуются популярностью у покупателей.

Другие виды резьбы для начинающих: плосковыемчатая, сквозная, и . В отличие от перечисленных методов, популярный вид резьбы «Татьянка» требует сил и времени в меньшем количестве, чем другие методы. Эта техника отличается многослойностью и требует тщательной проработки верхних и нижних слоев.

Методы работы с деревом

Художественная резьба по дереву, в зависимости от техники ее выполнения, предполагает использование соответствующих инструментов, которые предназначаются для определенного метода.

К примеру, для сквозной резьбы, которая должна иметь объемный вид, используются стамеска, лобзик или пила. Данный вид резьбы еще называется ажурным, он применяется для . Объем придается изделию благодаря рельефной резьбе. Ее основное требование связано с выполнением рисунков на одном уровне с фоном или выше него.

Техника предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон с рисунком должны находиться на одном уровне, второй способ требует расположения рисунка выше фона.

Читайте также

Элементы резьбы по дереву


Поэтапное выполнение плоскорельефной резьбы

Создание скульптур из дерева с помощью бензопилы стало популярным на сегодняшний день. Скульптурную резьбу можно считать наиболее сложной из всех техник, но одновременно довольно интересной. Воплощение правильных пропорций в необработанное дерево способно превратить его в человека или животного. Обычно мастер переносит настроение, используя объемные детали и делая изображение более живым.

Перед тем, как переходить к более сложным работам, следует взять для тренировки простые эскизы для резьбы , пользуясь книгами по резьбе, в которых указаны обычные схемы и зарисовки с детальным описанием. Для начала вырезают фигурки незначительных размеров с учетом небольшой детализации. Грамотная художественная резьба по дереву требует постоянных тренировок, позволяющих усовершенствовать навыки создания резных изделий.


Плосковыемчатая обработка дерева может быть следующих видов:

  1. Геометрическая.
  2. Ногтевидная.
  3. Чернолаковая.

Для выполнения таких видов техники требуются: эскизы, нож, стамеска, дерево. Создание геометрического резного рисунка предполагает вырезание ромбов, шестиугольников, квадратов под разными углами. Выполнение углублений с помощью стамески под углом 90 °, а рядом под острым углом предполагает создание рисунка с помощью множества скобок на заготовке из дерева.

Создание рисунка с помощью треугольных или круглых желобков представляет собой технику контурной резьбы. Если перед работой поверхность покрывают лаком либо черной краской, а потом начинают вырезать рисунок, то он будет очень эффектно смотреться в готовом виде.

Требования к выполнению резьбы в стиле «Татьянка»


Шкатулки выполненные в стиле Татьянка

Характеристики рабочего места

Художественная обработка дерева осуществляется при постоянном соблюдении требований к рабочему месту. Резчику в стиле «Татьянка» необходима любая плоскость из дерева с ровной поверхностью: верстак, табуретка, стол или подоконник. Наилучшим образом подходят стол или верстак, поскольку они имеют тяжелый вес и деревянную столешницу.

Подходит и полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертежную доску 20×20 см и больше. Это позволит уберечь инструмент от поломок, если он случайно сорвется и воткнется в столешницу. Учебная доска не закрепляется во время работы, которую осуществляют без упора. Если заготовка из липы, то она является достаточно мягкой, поэтому может упереться во что-либо твердое. После этого на поверхности будут образованы вмятины.

Чертеж обустройства рабочего места для резьбы по дереву

Освещение должно быть естественным или с широким спектром, поскольку весь процесс работы является кропотливым и требует повышенной аккуратности. Хорошо, если стол с лампой будет стоять возле окна. Свет не должен отсвечивать в глаза от доски. Поскольку сделанные карандашом эскизы будут стираться по мере выполнения работы («исчезающий рисунок»), в итоге должно остаться чистое дерево, которое не имеет цветовой контрастности. Неровный рельеф отбрасывает тени, которые становятся четко различимыми.

Подсыхающую в процессе работы учебную доску требуется периодически увлажнять, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии. Влажность должна составлять около 12-15%. Доску можно увлажнять заранее, промачивая торцы.


Рабочее место для резьбы

Для каждой доски характерны свои параметры, поэтому сделать анализ результатов увлажнения можно только опытным путем, что позволит рассчитать периодичность увлажнения доски.

Материал для создания изделия

Древесина для резьбы должна иметь ровную и гладкую поверхность. На дереве не должно быть сучков и прочих изъянов. Если возникло желание использовать древесину с сучками, то любой из них можно обыграть в процессе работы. В дальнейшем можно развить композицию, если руководствоваться замыслом и техникой резьбы.

Наилучшим образом для целей создания интересной резьбы в стиле «Татьянка» подходит липа.

Такой материал не только с легкостью режется в любом направлении, но и подходит начинающим резчикам. При выборе доски необходимо обращать внимание на торец материала, где древесину выбирают однородную, плотную и не рыхлую.


Если доска близко от коры, то есть у края бревна, где размещение слоев по отношению к поверхности является пологим, плотную древесину можно использовать. Эта доска с легкостью может быть разрезана на 2 части. На любом участке древесины с однородной плотностью резьба может быть выполнена лучше.

Самым молодым видом деревянной резьбы является, придуманный в 90-х годах прошлого века, способ под названием «Татьянка». Резчик по дереву, Шамиль Сасыков, разработавший оригинальную технологию, дал ей название в честь свой жены Татьяны. С конца уже минувшего 20 века популярность авторского метода резьбы возросла до небывалых размеров, и теперь он является одним из самых используемых, появились даже специальные школы, где методы «Татьянки» изучают люди разных возрастов. Одним из преимуществ этого способа является то, что освоив его, начинающий резчик с легкостью поймет принципы других видов резьбы по дереву.

Необычность способа заключается в том, что для «Татьянки» используются специальные инструменты, которые благодаря принципу единичной обработки позволяют создавать декоративные элементы из древесины. Для резьбы в стиле «Татьянка» могут быть использованы практически любые породы древесины, как твердые, так и мягкие. Специальные инструменты, в случае если они хорошо заточены, с легкостью обрабатывают любой материал. Однако заточка инструментов должна производится с учетом особенностей того или иного вида древесины.

Резьба «Татьянка» многослойная, поэтому очень важен процесс перехода от одного этапа работы к другому. Если элементы первого слоя вырезаны недостаточно качественно или вообще недоделаны, то последующие не смогут лечь правильно и красиво. При прорезании нижних фрагментов рисунка могут возникнуть сложности, если верхние уже закончены, так как доступ к основанию без повреждения уже имеющихся элементов будет затруднен. И даже если кропотливые старания, в конце концов, увенчаются успехом, и нижний слой будет достигнут для обработки, невелика вероятность, что его рисунок получится выразительным. Для того чтобы оптимизировать процесс работы и исключить повреждение слоев нужно досконально изучить этапы резки, продумать расположение деталей и последовательность их воспроизведения. Одно неверное движение и неправильно срезанный элемент будет невозможно восстановить.

В последнее время особой популярностью пользуется такой вид рукоделия, как авторская резьба по дереву. Художественная резьба по дереву «татьянка», резьба по дереву «россиянка» – увлекательный вид досуга и отличное хобби, не требующее серьёзных материальных затрат. Разные виды художественной резьбы по дереву подходят как для взрослых, так и для детей старшего школьного возраста.

Вырезанием в стиле «татьянка» часто занимаются школьники (как мальчики, так и девочки) в кружках и на уроках художественного творчества, а также неравнодушные к прекрасному взрослые люди. Необходимые для работы инструменты можно приобрести в магазинах, где продаётся всё для резьбы по дереву и творчества.

В мире существуют самые разные стили резьбы по дереву. Многие из них требуют приобретения редких пород древесины и дорогостоящих инструментов, а также многолетнего и кропотливого обучения технике. Из всех видов вырезки особняком стоит такой вид, как «татьянка», потому что он не требует длительного обучения. Техника работы очень проста. Всё, что понадобится для работы, можно найти у себя дома или купить в специализированных магазинах. Итак, перед началом работы мастер по художественной резьбе «татьянка» должен предварительно подготовить :

Для того чтобы лучше понять саму технологию работы с древесиной, рекомендуется посмотреть обучающее видео или посетить мастер-класс опытных резчиков. Также все подробности о технике резьбы «татьянка» можно узнать, посетив художественные выставки отечественных мастеров декоративно-прикладного искусства. Как правило, во время каждой выставки резьбы по дереву проходят творческие встречи с художниками-авторами работ, во время которых можно получить ответы на все интересующие вопросы.

Галерея: резьба по дереву в стиле «татьянка» (25 фото)




















Школа резьбы по дереву: как стать настоящим мастером резьбы «татьянка»

Для того чтобы понять и постичь все тонкости работы с таким интересным и благородным материалом, как древесина, необходимо время. Тем не менее освоить технику резьбы «татьянка» довольно просто, главное – терпение, внимательность, горячее желание и творческий подход к делу. Для новичков рекомендуется использование мягких пород дерева, потому что с ними проще работать. Цвет древесины может быть любой.

Готовую работу можно обработать специальным лаком (морилкой) или окрасить красками. Но всё-таки эффектнее будет смотреться та работа, в которой полностью сохранено всё богатство натурального цвета древесины.

Для того чтобы готовая работа сохранилась как можно дольше, все известные мастера резьбы предварительно обрабатывают деревянные заготовки водоотталкивающим и антигрибковым составом. Если пренебречь этими правилами, работа в дальнейшем может сильно пострадать из-за неправильных условий хранения. Также необходимо следить, чтобы предназначенный для работы материал изначально не имел повреждений. Например, не стоит брать для изготовления изделия древесину, покрытую плесенью или пострадавшую от жучков.

Как создать шедевры резьбы по дереву: практические рекомендации

Для того чтобы освоить технику резьбы по дереву и создавать в этой технике настоящие рукотворные шедевры, необходимо учитывать следующие практические рекомендации :

В технике резьбы по дереву можно изготовить оригинальные подарки для родных и близких. Главное – проявить фантазию и внимательно изучить естественную фактуру куска древесины перед тем, как начинать работу. Это поможет творчески подойти к работе и наиболее полно передать всю красоту дерева. Работа по дереву – отличный вид хобби, развивающий воображение, пространственное мышление и мелкую моторику рук, а также художественный вкус. Посещение выставок и мастер-классов поможет наиболее полно прикоснуться к прекрасному и глубже вникнуть в специфику работы с древесиной.


© 2024
uk-neverlend.ru - Строительный портал - UkNeverlend